Школьная методическая служба

Для использования в работе

(по материалам педагогического совета  «Ресурсы современного урока»)

***

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

«ПОСЛОВИЦА-ПОГОВОРКА»

Преподаватель начинает урок с пословицы или поговорки, относящейся к теме урока.

«ВЫСКАЗЫВАНИЯ ВЕЛИКИХ»

Преподаватель начинает урок с высказывания выдающегося человека (людей), относящегося к теме урока.

«ЭПИГРАФ»

Преподаватель начинает урок с эпиграфа к данной теме.

«НЕСТАНДАРТНЫЙ ВХОД В УРОК»

Универсальный прием, направленный на включение учащихся в активную мыслительную деятельность с первых минут урока. Преподаватель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.

«ОТКРЫТИЕ» НОВОГО ЗНАНИЯ

ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ НОВОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (ПРАВИЛ, ПОНЯТИЙ, АЛГОРИТМОВ…)

«ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ»

Преподаватель намеренно неполно раскрывает тему, предложив учащимся задать дораскрывающие ее вопросы.

«КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ»

Из текста выбираются четыре-пять ключевых слов. Перед чтением текста учащимся, работающим парами или группами, предлагается дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут применяться в конкретном контексте той темы, которую им предстоит изучить. После чтения текста, проверить, в этом ли значении употреблялись термины.

«ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ»

Перед учащимся ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

«ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА»

Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Формирует: умение анализировать и сопоставлять факты; умение определять противоречие; умение находить решение имеющимися ресурсами.

1 вариант приема. В начале урока преподаватель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

2 вариант приема Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

«ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ»

К изучаемому тексту предлагается за определенное время составить определенное количество вопросов — суждений:

— Почему?

— Как доказать?

— Чем объяснить?

— Вследствие чего?

— В каком случае?

— Каким образом?

Схема с перечнем вопросов-суждений вывешивается на доске и оговаривается что, кто составил 7 вопросов за 7 минут, получает отметку “5”; 6 вопросов – “4”.

Прочитав абзац, учащиеся выстраивают суждения, составляют вопрос и записывают его в тетрадь. Этот прием развивает познавательную деятельность учащихся, их письменную речь.

«РАБОТА С ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАМИ»

Для учащихся работа с Интернет-ресурсами – это доступ к огромному количеству необходимого иллюстративно-информационного материала, которого катастрофически не хватает в библиотеках. Это, прежде всего, толчок к самообразованию и активизации познавательной деятельность учащихся, а также и выбор, которого ребята не имеют, работая только с учебником.

«ЖОКЕЙ И ЛОШАДЬ»

Группа делится на две части: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по аудитории, это требует определённой сформированности культуры поведения.

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ В УСЛОВИЯХ

ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

«СВОЯ ОПОРА»

Учащийся составляет собственный опорный конспект по новому материалу.

Этот приём уместен в тех случаях, когда преподаватель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими ребят. Как ослабленный вариант приёма можно рекомендовать составление развёрнутого плана ответа (как на экзамене).

Замечательно, если учащиеся успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично.

«ДА-НЕТКА»

Преподаватель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы педагог отвечает только словами: «да», «нет», «и да и нет».

«Да-нетка» учит:

  • связывать разрозненные факты в единую картину;
  • систематизировать уже имеющуюся информацию;
  • слушать и слышать товарищей.

«РАБОТА В ГРУППАХ»

Группы получают одно и то же задание. В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или представлен на проверку преподавателю, или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие учащиеся его дополняют или опровергают.

ДЕЛОВАЯ ИГРА «Я – УЧИТЕЛЬ»

Использование такой формы урока, как деловая игра, можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого учащегося вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у учащихся. Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь с удовольствием играя, как правило, не замечаешь процесса обучения.

«ЩАДЯЩИЙ ОПРОС»

Преподаватель проводит тренировочный опрос, сам, не выслушивая ответов учеников. Группа разбивается на две части по рядам-вариантам. Преподаватель задает вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый учащийся дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте — учащемуся второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает педагог или сильный учащийся. Учащиеся второй группы, прослушав ответ преподавателя, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто «+» или «-«. На следующий вопрос преподавателя отвечают учащиеся второй группы, а ребята первой их прослушивают. Теперь они в роли преподавателя и после ответа педагога выставляют учащимся второй группы отметку. Таким образом, задав 10 вопросов, добиваются того, что каждый учащийся в группе ответит на 5 вопросов, прослушает ответы преподавателя на все вопросы, оценит своего товарища по 5 вопросам. Каждый учащийся при такой форме опроса выступает и в роли отвечающего, и в роли контролирующего. В конце опроса ребята выставляют друг другу оценки.

«ТЕСТЫ»

Виды тестов: установочный; тест-напоминание; обучающий; тест-дополнение; диагностический; тест-сличение; итоговый; тест-ранжирование. А также: письменный, компьютерный, тест с выбором ответа, тест с «изюминкой», тест-сопоставление, тест с развёрнутым ответом и др.

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ВЫБЕРИ ВЕРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ»

Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение

1) Я сам не смог справиться с затруднением;

2) У меня не было затруднений;

3) Я только слушал предложения других;

4) Я выдвигал идеи….

«МОДЕЛИРОВАНИЕ ИЛИ СХЕМАТИЗАЦИЯ»

Учащиеся моделируют или представляют свое понимание, действия в виде рисунка или схемы.

«ТАБЛИЧКА»

Фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально.

Понятие Знал Узнал Хочу узнать

«ПОМЕТКИ НА ПОЛЯХ»

Обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

«+» — знал, «!» — новый материал (узнал), «?» — хочу узнать

«ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ»

Карточка с заданием «Продолжить фразу»:

Мне было интересно…

Мы сегодня разобрались….

Я сегодня понял, что…

Мне было трудно…

Завтра я хочу на уроке…

«ЛЕСЕНКА «МОЁ СОСТОЯНИЕ»»

Учащийся отмечает соответствующую ступеньку лесенки.

Комфортно

Уверен в своих силах

Хорошо

Плохо

Крайне скверно

«ВОПРОСЫ ИТОГОВОЙ РЕФЛЕКСИИ, КОТОРЫЕ ЗАДАЮТСЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ В КОНЦЕ УРОКА»

Что было самым важным на уроке?

Чему посвятим следующий урок?

Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?

Что для тебя было легко (трудно)?

Доволен ли ты своей работой?

За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одногруппников?

«РЮКЗАК»

Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть — зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного учащегося к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать «пропускаю ход».

Пример: я научился составлять план текста; я разобрался в такой-то теме; я наконец-то запомнил

(материал подготовлен с использованием Интернет- ресурсов)

***

Примеры наиболее часто используемых приёмов для повышения уровня учебной мотивации.

 

Приём “Фантастическая добавка”. Учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина “Лягушка-путешественница”, и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

«УДИВЛЯЙ!»

Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Формирует: умение анализировать; умение выделять и формулировать противоречие. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей или другая удивительная информация.

 Например: в юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера.

Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём “Отсроченная отгадка”. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде.

При сообщении темы урока и его цели использую приём “Прогнозирование”. “Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ: “Карлик Нос”, “Беляночка и Розочка”, “Кот в сапогах””. Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать “Да-нетку”. “Я задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?” Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами “да” и “нет”.

Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка можно использовать игру “Иду в гости”. Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу. В игре участвует весь класс. У детей фишки (они выбирают сами): красные — это “гости”, жёлтые — это “хозяева”. “Хозяева” приглашают в гости и предлагают “гостю” задание, написанное на карточке. “Хозяева” проверяют выполненное задание и ставят оценку. Затем приглашают нового “гостя”. Материал для игры: карточки с заданием.

Школьники любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях используется приём “Привлекательная цель”. На уроке математики во 2-м классе “Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100” одна из задач, решаемых на уроке, — отработка навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100. Детям же была поставлена цель: помочь Алёше Поповичу восстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское с земли русской.

В этом же случае можно дать ученикам возможность соревноваться, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.

Развивать и сохранять учебную мотивацию у школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала

Обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи.

Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано “открытие” нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.

Тема “Термометр”

Проблемные вопросы

Почему термометр иногда называют термоизмеритель или градусник?

Можно ли измерить температуру человеческого тела уличным термометром?

В каком случае водный термометр покажет неверную температуру?

Проблемная задача

Осенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха +5 °С. Нина решила проверить их сообщение. Она взяла комнатный термометр и вышла на улицу. Подержав в руке термометр 5 минут, она заметила, что конец столбика подкрашенной жидкости показывал +20 °С. Почему термометр показал температуру намного выше, чем было на самом деле?

Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, издание книжек.

Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха.

(материал подготовлен педагогом-психологом Сватковской Е.Ю.)

***

Инновационные технологии обучения

( на уроках украинского языка и литературы, уроках гражданственности Донбасса,   трудового обучения, в библиотечной деятельности)

Инновационные технологии обучения  Методы и приемы Примеры использования
Использование ИКТ

 

Знакомство с мультимедийными презентациями, роликами.

Просмотр познавательных фильмов, мультипликационных фильмов

Презентация новой темы

Урок-презенетация

Библиотечные уроки

Встречи у книжной полки

Комментированный просмотр мультимедийной презентации

Осуществление контроля знаний.

 

Проведение рефлексии, подведение итогов урока

Выполнение тестовых заданий

Использование Интернет-ресурсов

 

Виртуальные экскурсии

Виртуальные путешествия в прошлое родного края

Виртуальные прогулки

Виртуальные экспозиции

Виртуальные книжные выставки

Использование видеороликов, презентаций

Подготовка учащимися презентаций Выполнение творческих  заданий
Интерактивный тренажер Использование на разных этапах урока
Технологии проблемного обучения

 

Постановка проблемы, проблемного вопроса Например:

Объясните, как связаны уровень культурного развития общества и здоровый образ жизни?

Проблемный вопрос: подумайте и дайте ответ: Что такое историческая память? Для чего она нужна? В чем народ может выразить свою историю и отношение к ней?

Приведите пример гражданского поступка.  Почему вы так думаете? Обоснуйте ответ

Мозговой штурм: Определите по описанию, о каком символе идет речь:

а) «Отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, печатях, денежных    знаках»? (герб)

б) «Прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней –черного, средней – синего и нижней – красного цвета»? (флаг)

Технологии развивающего обучения  

 

Сочинение-миниатюра.

 

Устное высказывание по теме.

 

Составление памятки

Например:

Составьте  сочинение-миниатюру (5-10 предложений) по теме «Красная книга Донбасса» по плану:

  • Что такое Красная книга?
  • Почему возникла идея создания Красной книги?

·         Почему человеку нужно заботиться о редких животных и растениях?

·         Что я могу сделать для сохранения природы

Составьте  устное высказывание по теме «Донбасс – многонациональный край»

Составьте памятку «Правила поведения на природе» .

Составление лингвистической сказки Пример лингвистической сказки

Одного разу в країні Української мови  сталося горе. Почулось чиєсь ревіння.  Це був прислівник. Він плакав, бо був незмінним, та ще й другорядним членом речення. Прислівника почали втішати його друзі – Іменник та Дієслово. Вони хотіли віддати йому свої рід, час, відмінки.                     Потім підійшли Прикметник,  Дієприкметник  і Дієприслівник та сказали: «Брате, не сумуй! Ми відведемо тебе до лікаря  Закінчення». Лікар пообіцяв Прислівнику допомогти й почав роботу.  Спочатку добрав усі закінчення, які міг, але нічого не допомогло.  Пішов Прислівник до свого друга лікаря Питання.  Лікар намагався підібрати питання до Прислівника. Питання «ЩО?» —  не допомогло, «ЩО РОБИТИ» — теж не годиться.                                                                             Ще більше розплакався  Прислівник й пішов до останнього лікаря – Відмінка. Не допомогли навіть сім найкращих ліків – сім відмінків! Сів долі бідний Прислівник і плаче. Зібрались біля нього всі самостійні частини мови: Іменник, Прикметник, Дієслово,  Дієприкметник, Дієприслівник й втішають: « Не плач,  Прислівнику, зараз ми покличемо Королеву Мову, вона допоможе!»   Підійшла Королева Мова й мовила: « Прислівнику, не плач, залишайся сам собою.  Не треба бути ні Іменником, ні Дієсловом. Ти самостійна незмінювана частина мову, яка виражає ознаку  дії  чи ознаку іншої ознаки чи предмета!»                                                      З того часу –  Прислівник незмінна частина мови.

Мастерская лингвиста (историка, краеведа) Ученики выполняют роли языковедов, лингвистов, научных работников.

Класс делится на группы. Каждая группа получает задание.

Например,

·         пользуясь толковым словарем определить лексическое значение слов;

·         используя краеведческую литературу, выписать названия…(рек,  улиц, площадей и пр.);

·         используя книги с выставки, подготовить устное сообщение по теме…

Задания имеют творческий или поисковый характер. «Мастерская лингвиста» может получить поисковые задание заранее и подготовить их к уроку.

«Музей ошибок»

«Лови ошибку»

Ученики – работники музея, к которым попала старинная грамота или необычное письмо. Время наложило на документ свой отпечаток, например, стерта часть предложений, не четко написаны слова, даты, события.

Задание: воспроизвести текст, объяснить ошибки, исправить их, рассказать о событиях.

Это интересно

(Интересная страничка. Для любознательных)

Час информации, минутка интересных сообщений

Презентация книжной выставки, обзор книжной выставки

Творческая  лаборатория «Пословица-мудрость народная»

 

Составить устный рассказ о героях и подвигах, используя пословицы:

«Сам погибай, а товарища выручай»;

«Герой умирает,  о себе память оставляет»;

«Хватка героя видна и в труд»;

«Герой — за Родину горой».

Отгадай загадку и назови профессию человека, который сделал изделие.

Сидит бычок, подбоченивши бочёк, шипит и кипит, всем чай пить велит (самовар).

Собери пословицу, выразительно ее прочитай, объясни смысл.

«Верю — не верю»  Ученикам предлогается ответить на вопросы, которые начинаются со слов: «Верите ли вы в то, что…
Составь кроссворд, реши кроссворд Кроссворд

1. Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные
Пахучие котлеты
Салаты, винегреты? (ПОВАР)

2. Кто снимается в кино или выступает на сцене? (АРТИСТ)

3. Кто строит нам жильё? (СТРОИТЕЛЬ)

4. Встаём мы очень рано, ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работу. (ШОФЁР)

5. Мы учим детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать. (УЧИТЕЛЬ)

6. Кто дарит нам сказки,
Рассказы и басни,
Кто мир для читателя
Делает прекрасней? (ПИСАТЕЛЬ)

7. Кто рано встаёт
И коров выгоняет,
Чтоб вечером мы
Напились молока? (ПАСТУХ)

8. Кто знает дороги отлично воздушные
И нас перевозит туда, куда нужно? (ЛЁТЧИК)

9. Кто нас одевает в красивые платья,
Кто шьёт нам наряды,
Чтоб было приятно? (ПОРТНИХА)

Составление кластера
Составление кластера

Составить кластер «Добро»

Добро 

Благодеяние  Дар   Достояние  Щедрость  

           Помощь    Полезность                                  

 «Кто такой герой?»

ГЕРОЙ

Мужество     Патриотизм             Храбрость                 Доблесть                                                                    Самопожертвование

Здоровьберегающие технологии Физкультминутка Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять!
Ох, как весело играть!
Руки вверх подними,
На пальчики посмотри,
Шире руки разведи!
А потом их опусти!

Береги здоровье смолоду Составить режим дня

Составить памятку «10 причин быть здоровым»

Рекомендательный обзор литературы

Выставка-шок «Почему это опасно?»

Игровые технологии Поиграем, почитаем, вместе время проведем Проведение литературных викторин, веселых «Почемучек», игры «Правильно-неправильно», «Узнай героя»
Интерактивная  групповая игра «Помоги герою».

 

Условия игры: учащимся будет прочитаны стихотворения Г.Остера «Вредные советы», в которых герои нарушали  права других детей или их права были нарушены. Указать какие права были нарушены и какие обязанности нужно выполнять детям, чтобы совершать хорошие поступки.

Не бери чужое, если

На тебя глядят чужие.

Пусть они глаза закроют

Или выйдут на часок.

А своих чего бояться!

Про своих свои не скажут.

Пусть глядят. Хватай чужое

И тащи его к своим.

Интерактивная  групповая игра «Моя хата с краю»

 

Задания группам: Придумать рассказ к ситуациям. Выразить в рассказе свою гражданскую позицию.

Как бы вы поступили, если:

1. Загорелся соседний лес или дом;

2. Человек, оказавшийся в беде, попросил деньги в долг;

3. Потребовалась кровь для раненого;

4. Необходимо сходить пешком за 10 километров и принести лекарство для постороннего человека;

Правовая викторина «Сказки водят хоровод» Ведущий называет героя и события сказки, а ученики отвечают, какие права героя были нарушены
Интерактивная игра                    « Мы такие разные!» Слово учителя:

Перед вами лист бумаги. Согните его пополам.

Оторвите, пожалуйста, верхний правый уголок.

А теперь оторвите нижний левый уголок.

Теперь оторвите кусочек в центре.

Разверните свой листочек и посмотрите.

Сравните свои листочки с соседями.

— Есть ли у кого-то точно такой же? (Дети сравнивают листочки.)

— Какой же вывод можно сделать из этого упражнения? (У всех ребят получилось что-то свое.)

Проектно-исследовательские технологии Поисковая работа

 

 

Найти интересный материал о выдающихся людях нашего города.

Подготовить сообщения на заданную тему, используя краеведческую литературу и материалы Горловской периодики.

Составить памятку о растениях и животных, занесенных в Красную книгу Донбасса.

Проектная деятельность Уроки трудового обучения. Тема «Кулинария»

(материал подготовлен заведующим библиотекой,

учителем Ермаковой В.В.)

***

    1. Сочинение-монофон

Напишите сочинение, в котором все слова будут начинаться с буквы В

Например:

Весна. Ветер  врывается в ветви вишни, вносит в воздух вечернюю влагу. Всё возрождается вновь. В ваших волосах вишнёвый венок. Вы великолепны! Вам вновь восемнадцать! Всё впереди: восторг,волнения, влюбленность. Вернулось ваше время. Верьте – ваша весна вечна. Всё в вашей власти…
2. Сочинение-«кинолентовидение»

Введите слова в связный текст.

Вишня, небо, сцена, палка, дорога. музыка.

Время цветения вишни – удивительное. Глядя на небо сквозь ветви цветущего дерева, кажется, что подглядываешь в щелочку за происходящим на большой небесной сцене. Откуда-то доносится тихая музыка. Словно по взмаху волшебной палочки выстраиваются прозрачные облака в длинную вереницу и медленно проплывают перед глазами. Найти бы дорогу, ведущую ввысь.

3. Стихотворение «Я».

Я  Герда

Ищу Кая.

Я  Герда.

Дружба у нас такая.

Я Герда.

Стремлюсь согреть его сердце.
Я Герда.
Добро победит всё на свете.

4. Даймонд

Лето.

Долгожданное, яркое.

Радует, веселит, бодрит.

Лето проходит быстро, а зима-долго.

Морозит, томит, надоедает.

Холодная, затяжная.

Зима.

5. История с опорой на пирамиду

Том Сойер.

Озорной, непослушный.

Живет с тётей Полли.

Прогулял день занятий в школе.

Тётя решила заставить его работать.

Том превращает покраску забора в  выгодное мероприятие.

Мальчишки красят вместо Тома и платят ему за это.

(материал подготовлен учителем  украинского языка и литературы Фролкиной О.В.)

***

Приемы активизации деятельности учащихся

 на уроке английского языка

1.Прием « Музыка и ассоциации»

Цели: 1) Развивать  воображение, фантазию, нестандартное мышление, творчество.

2) Воспитывать интерес к урокам английского языка.

Установка: Внимательно послушайте небольшие отрывки музыкальных произведений, которые сейчас прозвучат, но они необычны – у них разный характер. Закройте глаза и представьте то, что вам покажется на первый взгляд подходящим к этому отрывку.

Содержание: Детям включается запись с небольшими отрывками произведений, они закрывают глаза и некоторое время слушают музыку. Затем на листках бумаги записывают свои мысли и ассоциации, которые возникли при слушании данного отрывка. Отрывки должны быть разных жанров.

  1. Прием «Оживление». Цель: активизировать употребление лексических единиц. Прием позволяет представить сюжет в зрительных образах. Например, при изучении названий цветов дети закрывают глаза и рисуют в своём воображении образы, о которых говорит учитель: «Мы с вами оказались в жаркой Африке, где живёт много животных. По лианам скачут жёлтые непоседы – обезьяны. Они все время елозят – yellow, yellow, yellow. На дереве затаилась чёрная пантера, и вдруг она прыгает – black, black, black. К реке подошёл огненно-рыжий, почти красный лев. Его рёв слышно по всей Африке -r-r-r-r, red, red, red. У берега реки отдыхает зелёный крокодил. Он нам улыбается хитрой улыбкой – green, green, green. А в море плавает голубой кит. Он плывёт и булькает – blue, blue, blue.»
  2. Для развития орфографических навыков: «Буквы рассыпались» — поставить буквы в правильном порядке, «Убежавшие буквы» — вставить в слова пропущенные буквы, составить много новых слов из заданного слова, например: UNDERSTAND)
  3. «Ассоциации». Этап целеполагания. This is a fast warm up that’s easily adaptable to any topic. Ask your students to come up with three words they associate with the new topic. The value in this for you, as a teacher, is that you’ll discover very quickly where your students’ heads are. Are they excited about this? Nervous? Unenthusiastic? Completely confused?
  4. «Найди свою пару» Find the pair. Каждому ученику даётся карточка, на которой написана реплика (либо первая, либо вторая, являющаяся ответом на первую). Задача учащегося – найти свою пару, т.е. ученика с ответной репликой.

6 .Прием «Пантомима».  Have you ever seen a Pantomime? Who has seen it? Did you see it at the theatre or on TV? Did you like it?

Варианты использования пантомимы на уроках.
При изучении спряжения глагола to be.
Преподаватель, ученик или группа учеников, стоит перед классом и изображает кого-то или что-то, а остальные ребята должны угадать.
(Например, ученик изображает чайник, другие отвечают: It is a kettle).
Или при изучении названий профессий.
(Например, Вы делаете вид, что держите микрофон и поете в него. И студенты отвечают: You are a singer).
При объяснении грамматического материала по Present Progressive (Continuous).
Ученик выходит к доске и выполняет разные действия, а остальные ребята описывают его действия, используя предложения в Present Progressive (Continuous).
(Например, ученик начинает прыгать, танцевать, делать вид, что спит, разговаривает по телефону, играет на компьютере и т. д)
При изучении предлогов места и направления.
Учитель или ученик показывает действия, по которым можно понять, куда направляется или где находится человек.
(Например, Вы делаете вид, что готовите что-то на кухне, и ученики отвечают: You are in the kitchen).
При изучении степеней сравнения прилагательных и наречий.
Вы изображаете какое-либо прилагательное или наречие, а ребята должны назвать три степени сравнения этого прилагательного.
(Например, Вы кутаетесь в одежду, делая вид, что Вам холодно. Ученики отвечают: cold- colder- coldest).

  1. Прием «Трансформация»

Цель  — отработка скорости модификации различных грамматических конструкций. Например:

“I clean my teeth.” -> She -> “She cleans her teeth.” -> They -> “They clean their teeth.” -> Not -> “They don’t clean teeth.” -> He -> “He doesn’t clean teeth.” -> Why -> “Why does he clean teeth?” -> Where -> “Where does he clean teeth?” -> We -> “Where do we clean teeth?” ->

(материал подготовлен учителем  английского  языка   Поздняковой Л.В.)

***

ИГРА «ДЕШИФРОВЩИК»

Когда астрономы начинали исследование Вселенной с помощью радиотелескопов, они обнаружили, что многие звезды меняют частоту и интенсивность излучаемых ими волн.

Однако некоторые из звёзд испускают постоянный поток волн, который меняется только в зависимости от времени. Долгое время ученые не могли объяснить природу этого явления.

Говорили, например, что это радиостанции, с помощью которых неизвестные нам разумные существа ищут во Вселенной братьев по разуму.

Но исследования, проведенные с помощью искусственных спутников Земли, показали, что эти звезды просто являются звездами огромной величины и состоят из раскаленной материи.

Вы узнаете, как называются эти необычные звезды, если правильно выполните все задания и составите слово из полученных букв.

Определение темы урока  путём решения кроссворда

  1. Утверждение, принимаемое без доказательства.
  2. Древнегреческий ученый (VI в. до н. э.)
  3. Утверждение, которое нужно доказать
  4. Отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой окружности
  5. Отрезок, который опускается из вершины многоугольника под прямым углом к стороне

(Материал подготовлен учителем математики Чумаченко Ю. Д.)

***

Приёмы повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка

Урок иностранного языка может начаться традиционно с фонетической зарядки или с речевой разминки. Но, учитывая особенности расписания и нагрузки детей, почему бы не превратить начало урока в маленькую радость для учащихся?

Игра «Crosses and Noughts». Класс делится на две команды: крестики и нолики. Каждая клеточка поля содержит задание (задание зависит от цели учителя), на выполнение которого уходит 15-20 секунд. Если член команды у доски выполняет это задание, то он имеет право поставить крестик или нолик в нужной клетке. Примеры заданий: назови/напиши три формы глагола :; назови предлоги к глаголам :; переведи выражения :; найди ошибку в предложении : и т.д. Данный вид заданий не только даёт возможность повторения материала, но и создаёт непринуждённую атмосферу на уроке.

Прием «Опиши и изобрази» является одним из способов вовлечения учащихся в процесс общения с использованием собственного словарного запаса на иностранном языке. Этот прием универсальный, его можно использовать для закрепления лексики и грамматики.

Для развития коммуникативных способностей используются песни. Песни интересны учащимся тем, о чем они говорят и в какой музыкальной форме они представлены. Песни мотивируют деятельность учащихся о чем-либо сообщить, поинтересоваться, то есть фактор коммуникации должен занимать первое место.

При разучивании песни учащиеся получают новую информацию, благодаря чему стимулируется познавательная деятельность. Например, разучивая песню учащиеся узнают, как называются части тела и органы обоняния на английском языке.

Нельзя не упомянуть об эстетической мотивации. Именно она влияет на формирование положительных чувств, эмоций, развивает воображение. Все это возможно, когда учащиеся с удовольствием интонируют полюбившуюся песню на иностранном языке.

Использование песен способствуют:

— совершенствованию навыков произношения;

— углублению знаний по иностранному языку;

— обогащению словарного запаса;

— развитию навыков и умений чтения и аудирования;

— стимулированию монологического и диалогического высказывания;

— развивает как подготовленную, так и спонтанную речь;

— позволяет достичь точности в артикуляции, ритмике и интонации

Более того, песня вносит в процесс изучения языка элемент праздничности, нетрадиционности, что оказывает существенное влияние на эмоциональную сферу обучаемых. Замечено, что иноязычная деятельность на фоне музыки способствует не только запоминанию материала, но и снимает усталость в процессе обучения.

Рифмизация – один из самых популярных мнемотехнических методов. Рифмовать можно как лексический, так и грамматический материал, используя родной и иностранный язык одновременно.

Для изучения неправильных глаголов в английском языке можно использовать рифмовки. Например:

Я в буфете buy-bought-bought (покупать)

Первоклассный бутерброд,

За него я pay-paid-paid, (платить)

В классе в парту lay-laid-laid (класть)

И совсем не think-thought-thought, (думать)

Что сосед его умнет.

И теперь мне очень грустно –

Smell-smelt-smelt он очень вкусно(пахнуть

(материал подготовлен учителем  английского  языка   Гридуновой М.А.)

***

  1. Игра « Ты – мне, я – тебе».

Можно использовать на уроках литературного чтения.

Например.

При работе на русской сказкой « Конёк-Горбунок» дети придумывают свои вопросы и задают их другим ученикам.

На уроках математики и русского языка дети рассказывают друг другу правила.

  1.    Игра « Ассоциативный куст».

Урок русского языка. Тема урока « Имя существительное».

 

Что мы знаем об имени существительном?

  1.    Игра « Лови ошибку».

Можно использовать на уроках русского языка или математики.

Например.

Русский язык.

На пиньке седел рыжый звирёк. У звирька был пушыстый хвост. На лисной палянке расло много цвитков.

Математика.

7х10 – 9х0 = 61            800: 20 – 200: 10 = 200

3хХ = 210                640: Х = 8

Х = 630                    Х = 8

  1. Игра « Микрофон».

Можно использовать на этапе урока Рефлексия при самооценивании своей деятельности.

Классный час-диалог « Ссора: кто прав, кто виноват».

Можно использовать при обсуждении ситуации « Какой надо задать вопрос, чтобы ответ был только «да»?

(Материал подготовлен учителем начальных классов Колесниковой Л.Ю.)

***

Дидактическая игра «Круги на воде». Ученики выбирают произвольное слово. Оно записывается на доске столбиком. На эти буквы добираются новые слова, слова — предложения. На основе полученных результатов составляют рассказы, сказку, веселую историю, стихотворение.

С — снежок — наступило утро, проснулась снежинка;

Т — танец — закружилась в веселом танце;

Е — ель — иней покрыл ель и  все вокруг;

Н — небо — небо посылало солнечные лучи;

А — акация — снежинка села на акацию отдохнуть.

В лес пришла зима! Наступило утро. Снежинка проснулась и закружилась в веселом танце. Зимняя природа напоминает сказку.  Иней покрыл ель и все вокруг . Деревья одели белые шапки. Земля покрылась белоснежным покрывалом. Небо посылало солнечные лучи.  Снег так и искрится , переливается . А снежинка, закончив свой праздничный танец,  присела на акацию отдохнуть.

(Материал подготовлен учителем украинского и русского языков и литератур Солдатовой А.Е.)

***

Инсерт — один из приемов технологии развития критического мышления. Попробуем разобраться, что это за прием, как и когда он используется, отметим его плюсы и минусы. Почему в литературе этот прием часто называют технологией эффективного чтения?

Инсерт — что это такое?

Название приема представляет собой аббревиатуру:

I — interactive (интерактивная).

N — noting (познавательная).

S — system  for (система).

E — effective (для эффективного).

R — reading (чтения).

T — thinking (и размышления).

Перевод несколько вольный, но передает суть метода. Итак, инсерт — это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), используемый при работе с текстом, с новой информацией.

В методике Инсерт часто называют и технологией эффективного чтения.

Как использовать прием «Инсерт» на уроках

  1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

— — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.

  1. Заполняется таблица
V + ?
Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны. Отмечается все новое, что стало известно из текста Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями. Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

Преимущества технологии эффективного чтения

Понять действенность того или иного способа работы на уроке можно, оценив целесообразность его использования на определённом этапе занятия. Что касается ИНСЕРТа, то он может быть применён на любой стадии работы с учениками:

  • для актуализации изученного на этапе вызова;
  • в процессе вычленения новой информации на этапе осмысления;
  • при анализе самостоятельно полученной информации на этапе рефлексии.

В итоге у школьников:

  • повышается интерес к изучению материала за счёт стимулирования самостоятельной поисковой деятельности, которая носит творческий характер;
  • запускается механизм самообразования и самоорганизации, что повышает образовательную мотивацию в целом;
  • формируются навыки написания текстов разного жанра, то есть воспитывается культура письма;
  • развивается информационная грамотность, способность к аналитической и оценочной работе с текстами.

Кроме того, дети учатся:

  • ориентироваться в источниках информации — в частности, в учебниках, – что немаловажно для младших школьников и их последующего обучения;
  • сортировать материал на главный и второстепенный;
  • критически подходить к оценке новых знаний;
  • делать выводы и обобщать в процессе размышления.

Конфуций говорил: «Размышление — это самый благородный путь к знанию».

ИНСЕРТ  на уроках  биологии

Очень продуктивно можно применять приём и на уроках природного цикла, например, биологии. Таблица по теме «Жизнь клеток» может быть такой:

V + ?
Все ткани состоят из клеток, которые постоянно делятся, растут и отмирают Бывают двухъядерные клетки, опасные для здоровья (онкологические) Если клетки всё время растут, почему человек не может жить вечно? Сколько всего в человеке клеток?

(Материал подготовлен учителем биологии Юрченко Е.С.)

***

Прием «Крестословица».

Приём позволяет осуществить терминологическое повторение материала.Развивает смекалку, память внимание. При обобщении и систематизации знаний мне помогает такой интересный приём «Крестословица».

Обучающиеся разбиваются на пары (объединяются учащиеся, сидящие за одной партой). Объявляется время (10 мин.). Первое слово записывается в середине листа по горизонтали, оно должно быть длинным( не менее 5 букв, причём каждая буква записывается в отдельной клетке). Затем каждый по очереди пишет слово по теме, которое пересекается с предыдущими словами по горизонтали и (или) по вертикали ( по типу кроссворда). При этом записываются очки по числу пересечений. Предположим, изучается тема «Имя прилагательное». Первый участник записывает по горизонтали слово «Прилагательное». Второй пишет по вертикали слово «признак», записывая себе одно очко, так как получилось одно пересечение. Первый участник пишет по вертикали слово «волнистая» и ставит себе одно очко. Второй участник записывает по вертикали другое слово и ставит себе одно очко, так как получается одно пересечение. Если получается 2 пересечения, тогда ученик ставит себе 2 очка. Когда заканчивается время, подсчитываются очки, определяется победитель в паре и в классе.

«Заморочки из бочки».

При повторении изученного материала мне помогает такой интересный приём, который называется «Заморочки из бочки». Это может быть картонная бочка, а у нас с ребятами обыкновенная стеклянная баночка, в которой лежат листочки с вопросами. Дети их достают и отвечают на вопросы. Получается и загадочно, и необычно, и полезно!

(Материал подготовлен учителем начальных классов Занурай А.А.)

Инновационные методы и приемы, используемые на уроках русского языка и литературы

  1. «Ассоциации» – проводится фронтально. Желательно проводить в момент мотивации темы или урока. На доске учитель рисует цветок. В середине записывает основное понятие, а на — лепестках слова.
  2. «Творческое чтение» – реализуется с помощью приемов: выразительное чтение учителя, прослушивание грамзаписей мастеров слова.
  3. «Займи позицию» – этот метод помогает проводить дискуссию по опорной теме. Он дает возможность каждому учащемуся продемонстрировать разные точки зрения по теме, вопросу, аргументировать свою позицию или перейти на другую позицию, если вас смогли переубедить.
  4. «Мозговой штурм» – связан с выяснения путей решения проблем. В процессе обсуждения учащиеся сами анализируют, корректируют свои  идеи
  5. «За – против» – этот метод связан с рассмотрением разных взглядов на проблему. Рассматривая разные точки зрения, уч-ся знакомятся с альтернативными взглядами, на практике учатся защищать свою точку зрения, выслушивать других. (материал подготовлен учителем русского языка и литературы Руденко Н.П.)

***

 «Пометки на полях»

Он позволяет   ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного текста. Пометки должны быть следующие.

+ знаю

— не знаю

? хочу узнать подробнее

! узнал новое

  Прием «Тонкие и толстые вопросы»

Каждой группе даётся задание

Тонкие вопросы:однозначный ответ Толстые вопросы это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Кто….

Что…

Когда ..

Может…

Будет..

Мог ли..

Как звали…

Согласны ли вы

Верно…

Дайте объяснение почему…

Почему вы думаете……

Почему вы  так считаете…..

В чем разница…

Предположите, что будет…

Что, если..

   Работа с тренажерами

На уроках математики и русского языка использую работу с тренажерами Повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных навыков. Тренажер — это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков доведённых до автоматизма. Работу с тренажерами можно включать на различных этапах урока:

во время устного счета (на уроках математики);

  • при закреплении нового материала;
  • при поведении самостоятельной, проверочной работы;
  • при игровых моментах соревновательного характера и т.д.

Учащимся раздаются персональные тетради (тренажеры), через некоторое время (3-5 минут) учитель собирает тетради с ответами, а после урока подсчитывает и фиксирует количество верных ответов в специальной “ Таблице успехов”.

Ребятам очень нравится работать в тетрадях-тренажерах и после нескольких работ результат значительно улучшается, так как полученные знания отрабатываются и доводятся до автоматизма.

(Материал подготовлен учителем начальных классов Ефремовой Г.Н.)

***

Литературные марафоны

Предлагается такая форма проверки заданий по самостоятельному чтению и изучению материала о писателях и их произведениях.

Интересными оказываются  также групповые формы работы на уроке. Выдвигаются вопросы для обсуждения. Одни из них могут быть поставлены учителем, другие должны сформулировать ученики (например, определить проблематику произведения и выбрать наиболее интересную проблему для анализа). Распределяются вопросы для работы по-разному: каждая группа получает свой вопрос; все группы отвечают на одинаковые вопросы. Благодаря такой форме уже несколько раз прошли у меня интересные уроки по «путешествию Пушкинского исторического романа» . Вопрос всем группам предлагался один: как меняется путешественник ( главный герой или антагонист) от начала к концу главы? А главы для анализа каждой группе – разные.

Технология «Дебаты» на уроках русского языка и литературы

Это очень интересный метод, который сейчас используют на уроках словесности. Суть этой технологии :

  • Обучение устной речи;
  • Создание устойчивой мотивации к учению;
  • Стимулирование творческой поисковой деятельности
  • Логическое и критическое мышление;
  • Навык в организации своих мыслей;
  • Навыки устной речи;
  • Эмпатию и терпимость к различным взглядам;
  • Уверенность в себе;
  • Способность работать в команде;
  • Способность концентрироваться на сути проблемы;
  • Стиль публичного выступления

Суть дебатов – убедить нейтральную сторону (судей) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.

Хотя суть проста, стратегии и техника, с помощью которой достигается желаемый результат, могут быть сложными

 Команда — состоит из 3 человек, которых принято называть спикера­ми. Команда, защищающая тему игры, называется утверждающей, а ко­манда, опровергающая тему, называется отрицающей.

  • Судьи — решают, какая из команд оказалась более убедительной в до­казательстве своей позиции. Судьи заполняют протокол игры, в котором отмечают области столкновения позиций команд, указывают сильные и слабые стороны выступлений спикеров. По желанию комментируют свое решение, обосновывая его.
  • Таймкипер — это человек, который следит за соблюдением регламен­та и правил игры.
  • Тренеры (тьютеры) — в дебатах обычно учителя или опытные деба- теры, прошедшие полный курс тьютерской подготовки и имеющие сер­тификат, дающий право работать с командой.

Темы на дебатах могут быть различными, например:

Знание русского языка является основным для современного человека

Русская орфография: хорошая или плохая?

Письмо – современный или архаичный жанр?

Англомания: за и против

Причастие – часть речи или особая форма глагола?

Язык СМИ относят сегодня к одной из основных форм языкового существования

(материал подготовлен учителем русского языка и литературы, английского языка Силиной Д.Ю.)

 

Методы мативации  обучающихся на уроках   физической культуры

Для заинтересованности  и  активности учащихся на уроках физической культуры, используются разнообразные средства и методы с применением нестандартного оборудования,  для развития физических качеств разнообразные и меняющиеся частично от урока к уроку упражнения.

  • Игровой метод в младших классах (способствует созданию положительного эмоционального фона на занятиях и возникновению чувства удовлетворенности, что в свою очередь создает положительное отношение детей к занятиям физическими упражнениями).
  • Соревновательный метод в средних классах (способствует проявлению положительных эмоций и дает возможность в полной мере реализовать двигательные потребности занимающихся, что создает удовлетворенность у них).
  • Метод круговой тренировки в старших классах  (позволяет реализовать образовательную направленность урока в сочетании с высокой моторной плотностью и служит эффективным способом в комплексном развитии физических качеств).

Комплекс  упражнений в парах на уроках гимнастики в старших классах 

 

  • Для формирования правильной осанки («на осанку»). И. п. — стоя на коленях, спиной друг к другу, руки вниз, сцеплены. Руки через стороны вверх, прогнуться, посмотреть вверх. Вернуться в и.п.
  • Для развития мышц спины. И.п. — стоя лицом друг к другу, набивной мяч за головой у первого партнёра, наклон вперёд, мяч передать второму Партнёру, вернуться в и.п. При наклоне спина прямая, смотреть вперёд, ноги стараться не сгибать.
  • Наклоны туловища вперёд и назад. И.п. — сед ноги врозь лицом друг к другу, руками взяться за гимнастическую палку, первый партнёр выполняет наклон вперёд, второй — наклон назад. Вернуться в и.п. То же в другую сторону. При наклоне ноги не сгибать, наклон выполнять как можно ниже.
  • Повороты туловища. И.п. — стойка ноги врозь, спиной друг к другу, мяч впереди в руках у первого партнёра. Поворот туловища влево, передать мяч второму партнёру. Вернуться в и.п. То же в правую сторону. Поворот выполнять энергичнее, полнее, руки не сгибать.
  • Приседания. И.п. — стоя спиной друг к другу, руки сцеплены в локтевых суставах. Присед, сохраняя осанку. Вернуться в и.п.
  • Для развития мышц живота. И.п. — сев и согнув ноги, лицом друг к другу, ноги сцеплены, мяч в руках у первого партнёра. Наклон туловища назад, лечь на спину, поднять туловище, передать мяч второму партнёру.
  • Для развития мышц задней поверхности бедра. И.п. — сед согнув ноги, лицом друг к другу, руки опираются о пол сзади. Разогнуть ноги в коленном суставе, вернуться в и.п. Ноги выпрямлять полностью, назад сильно не наклоняться.
  • Прыжки через скакалку. И.п. — стоя боком друг к другу, взявшись одной рукой за руку партнёра, свободной рукой за один конец скакалки.

 

(Материал подготовлен учителем физической культуры Бочеленковой Е.А.)

Добавить комментарий