Школьная библиотека

      В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.  Есть государственные или официальные языки – польский в Польше, монгольский в Монголии, шведский в Швеции и многие другие. А большинство языков не имеют никакой официальной “должности” — на них просто говорят… на одном – 10 человек, на другом -100, на третьем – 1000, а на четвертом – 10.000…

     Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. И задача эта важная, ведь в наши дни каждый месяц в мире исчезает два языка….

          Как и любое торжество, этот международный день имеет свою историческую подоплеку.

       В 1952 году в Пакистане студенты из Университета Дакки принимали участие в демонстрации против языка урду. Большинство говорило на бенгальском диалекте, поэтому именно этот язык митингующие требовали признать государственным. Однако к ним не только не прислушались, но и стали стрелять. В итоге были убиты четверо студентов-активистов. После гибели этих и других жителей Пакистана, а также ряда волнений и освободительных движений, бенгальский язык был объявлен официальным языком в стране. Борьба за право пользоваться привычной с детства манерой общения, увенчалась успехом.

      Впоследствии, по инициативе страны Бангладеш, (признанной в 1971 году независимым государством), организация ЮНЕСКО провозгласила дату 21 февраля как Международный день родного языка, который ежегодно празднуют во всем мире.

     В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникален.

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех, он певуч,

Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч!

Просмотреть презентацию «День родного языка»

Скачать или просмотреть материал о Дне родного языка


         В прежние времена язык какого-то народа исчезал в результате катастроф: наводнений, извержений вулканов, великих нашествий. Сейчас многие языки медленно умирают просто под давлением других, более распространенных. В большой многоязычной стране многие предпочитают пользоваться языком основного населения, так как он дает больше шансов на жизненный успех. Бывает, что на негосударственном языке не только не ведется преподавание, но детям еще и запрещают на нем говорить в школе. Так было, например, с языком аборигенов Австралии, с уэльским языком на юге Англии.

    Гибель языка — не только большая потеря для тех, кому он был родным, это невозвратимая потеря частички культурного наследия всего человечества, где каждый народ выражает свое уникальное, присущее только ему, видение мира. Поэтому проблемой сейчас занялась ЮНЕСКО.     Эта организация опубликовала в 1996 году «Атлас находящихся в опасности языков мира», на данных которого основана приведенная здесь карта.

      Черными кружками отмечены языки, вымершие за последние 400 лет. Кроме того, показаны еще две категории языков: находящиеся в опасности и вымирающие. К находящимся в опасности (светлые кружки) относятся такие языки, которые уже недоступны большинству детей данной национальности, а самые молодые люди, знающие его, приближаются к среднему возрасту. Вымирающими (заштрихованные кружки) считают языки, на которых говорят только пожилые люди. 

      Данные карты явно неполны. Современное состояние многих языков мира, особенно в удаленных районах Земли, не известно лингвистам. Но на карте видно, что нет ни одного «благополучного» континента. Даже в Европе, например, исчезли такие языки, как норнский (на нем когда-то говорили жители Шетлендских островов), мэнский (остров Мэн). Их сменил английский. Во Франции вымирают бретонский и провансальский.

  Чтобы спасти культурное наследие, лингвисты поступают примерно так же, как зоологи, спасающие «краснокнижные» виды. Исчезающий язык срочно изучается, составляются его словари, грамматики, учебники, делаются звукозаписи произношения, фольклора, диалектов — словом, делается все, чтобы в дальнейшем ученые или просто потомки людей, говоривших на исчезнувшем языке, смогли возродить его. Другой возможный подход — создание обстановки

    ЮНЕСКО в обновленной версии атласа вымирающих языков сообщила, что 2500 из 6900 языков мира находятся под угрозой исчезновения. Среди них и языки народов Северного Кавказа.

К числу вымирающих ЮНЕСКО относит адыгейский, кабардино-черкесский, карачаево-балкарский, ингушский, чеченский, абхазский, осетинский и некоторые другие языки. В Дагестане насчитывается, по данным атласа, более 25 языков, которым грозит исчезновение, а преподавание в школах республики ведется на 14 языках.

55 человек используют в жизни язык астраханских ногайцев-карагашей.

ЮНЕСКО рассчитывает жизнеспособность языков по 9 критериям, в том числе по числу носителей, передаче языка от поколения к поколению, доступности учебных материалов, отношению к языку внутри общества. При оценке жизнеспособности языков учитываются также отношение к нему государства, которое может поддерживать или игнорировать языки, поощрять или не поощрять их изучение, стимулировать ассимиляцию, принуждать к ней, запрещать использование недоминирующих языков.

Также все языки классифицируются по 6 категориям: «находится в безопасности», «положение вызывает опасение», «язык находится под угрозой исчезновения», «язык находится в серьезной опасности», «язык находится в критическом состоянии», «язык исчез».

В России в зоне риска оказались 136 языков. Под угрозой исчезновения оказались 49 языков, в том числе калмыцкий.

PanARMENIAN.Net сообщает, что в Турции, по данным ЮНЕСКО, на грани исчезновения находятся 15 языков, числе которых входят амшенский и восточно-армянский языки. В список исчезающих языков на территории Турции входят абхазский, адыгейский и кабардино-черкесский.

19 февраля 2009 г. в Париже ЮНЕСКО представила электронную версию нового издания своего атласа. Его пользователи всегда смогут ее дополнить, исправить или обновить, пишет CA-NEWS.

21 февраля — международный День родного языка. Он был провозглашен ЮНЕСКО и празднуется с 2000 года с целью защиты языкового и культурного многообразия народов нашей планеты. В предыдущем издании атласа, вышедшем в 2001 году, были перечислены 900 исчезающих языков. 96% всех существующих языков понимает лишь 4% населения земного шара.

      Многообразие языков мира точно так же стоит под угрозой исчезновения, как и многообразие растительного или животного мира. Исчезновение традиционного образа жизни и экономическая выгода, которую представляют собой более крупные языки, становятся причиной исчезновения местных языков. Тем не менее лингвисты записывают для потомков языки, умирающие на наших глазах, и ведут обширную работу по их сохранению; возрождение иврита дает ученым надежду на успех.    Красная Туча, умерший в январе 1996 года, был последним носителем языка катавба, принадлежащего к семье индейских языков сиу. Он оставил запись своего родного языка для Симитсонского Музея.

     В джунглях реки Амазонки когда-то жило около двух миллионов человек; сейчас там живет лишь около 50000. С исчезновением традиционных общин безвозвратно уходят от нас местные языки, фольклор и обширные знания коренных жителей этих мест о потенциале, заложенном в джунглях.

       Полуостров Корнуолл, расположенный на юго-западе Англии, является труднопроходимым и отдаленным районом, где в течение многих веков существовал свой кельтский язык и своя культура, развивавшиеся в некоторой изоляции от остальной части Англии.


        Существует много разных достойных высказываний о русском слове, но лучше, чем классики, еще никто не выразился на эту тему.

    С благоговением относился к родному языку Александр Сергеевич Пушкин, призывал любить и изучать его.

Как же прекрасен родной мой язык,
Волшебный, певучий, играющий.
Словно прозрачный хрустальный родник
Сердце и душу ласкающий.

В нём каждое слово – бесценный алмаз.
В нём каждая песня – красавица.
Порою прекрасный, суровый подчас,
Отечество наше им славится.

Сайт школьной библиотеки — залог качества образования школьника
Семинар-практикум школьных библиотекарей

       29 сентября 2016 года на базе Горловской  общеобразовательной школы I-III ступеней №40 состоялся семинар–практикум школьных библиотекарей по теме «Сайт школьной библиотеки — залог качества образования школьника».

Цель семинара: привлечь детей к чтению и обеспечить информационными ресурсами педагогов, учащихся,  родителей.

Задачи семинара:
  • оказать методическую помощь в создании библиотечных сайтов;
  • ознакомить школьных библиотекарей с размещением и оформлением материалов на сайте;
  • распространить опыт работы лучших библиотечных сайтов.

  Участников семинара приветствовала директор Горловской  общеобразовательной школы I-III ступеней №40   Дудина М.Н. Она отметила, что визитной карточкой образовательного учреждения и школьной библиотеки, как его составной части является библиотечный сайт – официальное представительство учреждения в Интернете.

     Заведующая библиотекой школы Ермакова В.В. познакомила присутствующих с  основными функциями библиотечного сайта, его возможностями, требованиями и  структурой, рекомендовала  названия рубрик, которые можно использовать при создании  сайта. Познавательно и интересно был представлен раздел «Лицо библиотеки в сети Интернет».  Виктория Владимировна рассказала коллегам о требованиях, предъявляемых к дизайну сайта, дала советы, которые помогут  при создании сайта школьной библиотеки, познакомила с материалами, представленными на сайте библиотеки школы.

             Учитель информатики ГОШ I-III ст. № 85 Козлов Е.С.  поделился опытом в  создании блога школьной библиотеки на сайте школы. Заведующая библиотекой гимназии «Интеллект» Черкасова В. М. рассказала о деятельности библиотечного сайта гимназии.  О творческой деятельности библиотекаря на библиотечном сайте рассказала  библиотекарь ГОШ №48 Сердюк О. В.

          Методист Кружилина В.Г. повела итог работы семинара. Она отметила, что  сайт школьной библиотеки – мощный информационный ресурс, который будет работать на привлечение всех участников учебно-воспитательного процесса к использованию актуальной, важной, нужной информации. Ведь, отвечать требованиям времени  — это один из критериев успеха  школьных библиотекарей,  составная их имиджа. Библиотекари школ получили домашнее задание: создать библиотечный сайт или блог.

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

       Книги учат нас мудрости, доброте, любви к природе, родному краю. Помогают познать окружающий мир, узнать о прошлом, представить жизнь будущих поколений.  Народная мудрость гласит: «Хлеб питает тело, а книга питает разум. Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость».  Предлагаем вам видеоматериалы о книге и библиотеке.

 Откровенный разговор «Чудо, имя которому – книга!»

      Учащиеся 8 класса в рамках   акции «Береги учебник – источник знаний!» провели классный час «Чудо, имя которому – книга!»

      Книга — верный и неизменный наш спутник. Она входит в жизнь человека с раннего детства, люди привыкают к ней, как привыкают к воздуху, которым дышат, к солнцу, которое освещает все вокруг. На классном часе ребята говорили об истории возникновения книги, расширили представление  о роли книги в жизни человека, говорили о необходимости  прививать навыки читательской культуры, стимулировать самообразование.      Анкетирование показало, что, к сожалению, многие читают только программную литературу, чтению ребята часто предпочитают просмотр экранной версии произведения. В группах искали ответ на вопрос: «Электронная или бумажная книга?».  И, конечно, говорили о необходимости бережного отношения к книге, к учебной литературе.

        Все вместе выработали памятку «Как стать хорошим читателем»:

 — Бери из книги как можно больше.

   Помни, что чтение — одна из самых важных, нужных, серьезных и прекрасных работ.

 — Нельзя читать книгу, думая о другом.

    Вредная привычка — только просматривать книги.

 — Если в книге вам встретятся слова, фразы, непонятные по содержанию, обращайтесь за разъяснением к словарям, справочникам, энциклопедиям.

— Показателем культуры чтения является стремление к перечитыванию книги, заучивание наизусть крылатых фраз, отдельных отрывков.

 Будь здорова, Книга!

        В  рамках проведения Акции «Береги учебник – источник знаний!» в 5 классе  был проведен интегрированный  библиотечный урок и урок обслуживающего труда «Будь здорова, Книга!». Пятиклассники повторили правилами чтения, вспомнили единые требования  по использованию и сохранности учебников, заповеди читателя, правила обращения с книгой. Библиотекарь школы Ермакова В.В. рассказала о мелком ремонте книг и предложила ученикам стать Волшебниками – Книжными врачами!

      Каждый читатель «лечил» свою книжечку: кто-то подклеил ее, кто-то  отреставрировал ветхие странички и сделал новую обложку.  Так появилась «Книжкина больничка». Перед началом ремонта с учениками была проведена беседа о  правилах безопасности труда, ребята повторили структуру книги, алгоритм процесса труда. В конце урока обучающиеся самостоятельно оценили свою работу, подвели итоги, а отремонтированные книги были выданы им для чтения домой.

 Интерактивный урок «Береги учебник- источник знаний!»

           В рамках акции « Береги учебник- источник знаний» для учащихся был организован комментированный просмотр мультипликационных фильмов о книге и библиотеке. Дети с удовольствием посмотрели мультфильмы, особенно им понравился –  «Гришкины книжки». После просмотра ребята оживленно осудили отношения героя к учебникам, высказали свое отношение к тем, кто не бережет учебники. Ребята повторили правила пользования книгой и заповеди культурного читателя.

 Береги учебник – источник знаний

     Дорогие ребята!

____С 01.12.2015 по 16.12.2015 в нашей школе  проходит Акция «Береги учебникисточник знаний»!

        Акция «Береги учебникисточник знаний» направлена на усиление роли книги в учебно-воспитательном процессе, улучшение работы по сохранению учебника, художественной, научно-популярной литературы.

Цели Акции:

  • — широкое привлечения ученических коллективов школы к работе по воспитанию у обучающихся бережного отношения к учебнику, научно-популярной и другой литературы;
  • — уважения к труду людей, которые их создают, ответственности за правильно и бережное использование учебников;
  • — пополнение книжного фонда школьной библиотеки, улучшение комплектования справочной, методической, художественной литературой, учебно-методическими пособиями.

Задачи Акции :

  • — пропаганда бережного отношения к учебнику, книге как важнейшим ценностям интеллектуальной и духовной жизни;
  • — воспитание у детей ответственного отношения к сохранности книги, учебника, через их привлечение к мероприятиям по реставрации бумажных изданий;
  • — формирование читательской культуры;
  • — раскрытие творческих способностей учащихся;
  • — предоставление возможности самовыражения обучающихся через изобразительное искусство;
  • — поддержание интереса учащихся к процессу обучения.

___Приглашаем всех  принять активное участие в мероприятиях по сохранности школьной литературы!

       Не ленись, дружок, читать будешь очень много знать !

 План  

проведения акции « Береги учебник — источник знаний»

 

Єрмакова В.В. Стаття «Позакласні бібліотечні заходи як зміст піднесення мовної культури учнів»

    У статті з’ясовується  роль шкільної бібліотеки у навчально-виховному процесі, зокрема у піднесенні мовної культури учнів, подається  узагальнений власний  досвід роботи  шкільного бібліотекаря та вчителя-мовника з цього питання. Авторка дослідження  дає аналіз  традиційних та інноваційних форм  проведення позакласних заходів: мовних олімпіад, Тижнів, презентацій книги, усних журналів, вечорів поезії, зустрічей з поетами й письменниками, вікторин юних мовознавців, мовних брейн-рингів, ігор, конкурсу знавців рідної мови, Свят рідної мови, уроків-тренінгів,  прес-діалогів, ерудит-шоу, заходів з використанням ІКТ.

      Ця стаття може бути використана у навчально-виховній роботі бібліотекарів, вчителів-мовників, вчителів-предметників, класоводів, педагогів-організаторів.

Что такое хорошо и что такое плохо

    Формирование нравственных ценностей, воспитание социальных, моральных принципов и норм в младшем  и среднем школьном возрасте являются важнейшими задачами современной школы.

 Помнимая актуальность данных задач, психологом Гойденко А.Н. и библиотекарем Ермаковой В.В., во 2-5 классах ГУВК «ОШ I-III ст. № 40-д/с № 10 «Родничок»» был проведен интегрированный интерактивный урок-игра: час психологии и  библиотечное занятие «Что такое хорошо и что такое плохо».      

    На уроке дети узнали о навыках саморегуляции,  способах контроля негативных эмоций; в игровой форме ознакомились с путями выхода из стрессовой ситуации, получили информацию о книгах, которые учат дружить, вспомнили пословицы, поговорки, загадки о добре и дружбе.

    Интерактивный прием «Игрушке на ушко» особенно понравился детям. Ребята высказывали свои пожелания, говоря их на ушко игрушечной собачке Жуже. Ученики желали здоровья своим родным и близким, мира и добра, процветания родной школе, успехов в работе любимым учителям.

    Встречи проходили в веселой, дружной, радостной атмосфере. Ребята активно принимали участие во всех видах работы: литературном лото «Собери пословицу» и  викторине  «Узнай героя сказки», интерактивной игре «Хорошо-плохо», психологических упражнениях «Цветок желаний», «Шарик гнева», «Хлопай-топай», «Узнай эмоцию».

   Мероприятие способствовало формированию нравственных ценностей: взаимопонимание, уважение к людям, толерантность, доброта, а так же   воспитанию любви к книге и народным традициям.

Школьная библиотека: 1 комментарий

  1. Благодаря серии Школьная библиотека издательства Самовар смогла пробудить интерес к чтению у сына. За 2 года собрали почти все книги данной серии. Книги красиво и интересно оформлены. Сын с нетерпением ждёт новых книг!

Добавить комментарий